Места: Русский мир, города России, Русский Север
Смыслы: Научные искания
Опыт сталинской эпохи и «Основы и принципы российской государственности» (часть проекта «ДНК — России»)
«Здравствуй, страна героев, страна мечтателей, страна учёных»
Из песни «Марш энтузиастов», 1940 г.1
Введение В этой небольшой статье, не соответствующей отчасти канонам научных журналов, мы хотели бы поделиться, во-первых, размышлениями о советском наследстве: автор часто обсуждал эту тему со своими друзьями и во многом дух этой заметки отражает эти многочисленные и многолетние споры. Во-вторых, об исключительной полезности лучшего из этого наследства для проектирования России будущего; и о рыхлом, безжизненном и кабинетно-бюрократическом духе проекта «ДНК России».
Говоря об отходе от академических требований оформления статей, мы имели в виду, что при разборе десяти пунктов наследия мы не будем указывать все источники тех или иных идей и фактов, кроме прямого цитирования. На наш взгляд, это оправданно, потому что речь пойдёт о духе целой эпохи, и в данном случае можно обойтись без многочисленных ссылок. Добавим, что ищущий истину сам их найдёт, а равнодушного или пристрастного ничто не убедит. Кроме того, эти размышления – предварительный итог: собственного жизненного опыта, раздумьями над книгами очевидцев – поэтов, учёных и государственных деятелей, – и, как уже говорилось выше, споров с друзьями. Поэтому в библиографии мы указываем только ключевые источники, которые необходимо изучить каждому, кто хочет понять смысл и значение советской эпохи в истории России.
Мы разделяем мнение Шпенглера, что развитие каждой культуры может быть уподоблено жизни человека от рождения до смерти. Предметом нашего анализа в данном случае будет период наивысшего развития СССР – от Победы до ХХ съезда КПСС. Именно это наследство необходимо для возрождения России, которое в нынешних условиях, на наш взгляд, может быть осуществлено только как революция сверху, по аналогии с реформами Петра Великого, которого М. Волошин не без оснований называл «первым большевиком».
Но прежде необходимо понять, чем был сталинский СССР с позиций цивилизационного подхода: продолжением и развитием русского культурно-исторического типа (этой точки зрения придерживался А.А.Зиновьев), «тупиком» и насилием над русским духом (мнение И.И.Ильина и его эпигонов) или «симулякром» (мнение еврокоммуниста А.В.Бузгалина).
Исчерпывающий и окончательный ответ дала Великая Отечественная Война, в которой народ защищал социалистическое Отечество. После победы СССР имел возможность стать единственным лидером мира, но после смерти И.В.Сталина «корабль» сел на мель при Хрущёве и Брежневе, получил пробоины при «милашке горби», при «гаранте конституции» чуть не пошёл на дно, а сейчас Кремль, обеспечив за 20 лет плавучесть, борется уже за живучесть2. Неуёмным же критикам всего советского, как с позиций цивилизационного, так и классового подходов, советую беспристрастно и внимательно изучить статью А.А.Блока [1] «Интеллигенция и революция», подробный разбор которой не входит в наши задачи.
Можно ли строить будущую процветающую Россию на основе традиционных ценностей, как предлагают разработчики «Основ и принципов российской государственности» (часть проекта «ДНК – России») [4]? Говоря математическим языком, это условие необходимое, но не достаточное. Поясним наш тезис на исторических примерах: традиционные ценности определяли этические нормы и викторианской Англии3, и в гитлеровская Германии4, и в сталинском СССР5. Только дубиноголовые витии из «Новой газеты», «Дождя», «Мемориала» и прочих «фабрик мысли» полагают, что по сути нет разницы между Третьим рейхом и Советским Союзом эпохи Сталина.
Следовательно, традиционные ценности лишь фундамент, на котором могут быть возведены совершенно разные «здания». Необходим ясный и детальный, а не абстрактный образ будущего, во-первых; во-вторых, правильный выбор курса корабля и команды; в-третьих, конкретные средства и методы достижения поставленных целей. Замечательный пример такого стратегического и одновременно подробного планирования дал И.В. Сталин в труде «Экономические проблемы социализма»: «Необходимо… добиться такого культурного роста общества, который бы обеспечил всем членам общества всестороннее развитие их физических и умственных способностей, чтобы члены общества имели возможность получить образование, достаточное для того, чтобы стать активными деятелями общественного развития, чтобы они имели возможность свободно выбирать профессию, а не быть прикованными на всю жизнь, в силу существующего разделения труда, к одной какой-либо профессии.
Что требуется для этого? Было бы неправильно думать, что можно добиться такого серьезного культурного роста членов общества без серьезных изменений в нынешнем положении труда. Для этого нужно прежде всего сократить рабочий день по крайней мере до 6, а потом и до 5 часов. Это необходимо для того, чтобы члены общества получили достаточно свободного времени, необходимого для получения всестороннего образования. Для этого нужно, далее, ввести общеобязательное политехническое обучение, необходимое для того, чтобы члены общества имели возможность свободно выбирать профессию и не быть прикованными на всю жизнь к одной какой-либо профессии. Для этого нужно, дальше, коренным образом улучшить жилищные условия и поднять реальную зарплату рабочих и служащих минимум вдвое, если не больше, как путем прямого повышения денежной зарплаты, так и, особенно, путем дальнейшего систематического снижения цен на предметы массового потребления.
Таковы основные условия подготовки перехода к коммунизму [10,28].
В отношении к советскому наследию мы должны руководствоваться следующим критерием: «Мы должны брать из прошлого огонь, а не пепел» говорил Ж.Жорес. Следуя этому мудрому принципу, кратко опишем «неопалимое» наследие сталинской эпохи. Во-первых, повторимся, это
1. Отчётливый, целостный и понятный всем образ будущего, соответствующий идеальным представлениям, прежде всего русского народа [2]. Правила жизни в этом обществе будущего очень сходны с теми, по которым жили в общинах первых христиан. Особенно это стало заметно в годы Великой Отечественной Войны и в послевоенные годы: братство, жертвенность, «горе́ имеим сердца» – так жили и на фронте, и в тылу.
2. Сильное государство и сильные трудовые коллективы, построенные по общинному признаку. В сталинскую эпоху, пусть и на краткое время, была решена одна из трудных задач российской истории: как построить плодотворные отношения государства и общества. «Ахиллесова пята» нашей истории в трудности достижения динамического равновесия: или абсолютная монархия (например, царствование Николая I) или анархия (ельцинский режим). СССР сталинской эпохи был союзом общин, управляемых и направляемых государством и, прежде всего, лично «вождём народов». Особенно нагляден этот принцип в деревне. колхоз – это община и одновременно производственный коллектив. В этом смысле Сталин оказался намного мудрее и прозорливее Столыпина (редчайший случай – кумира и так называемых «либералов» и «патриотов»), разрушившего общину и насаждавшего капиталистические отношения в деревне.
Социализм с психологической точки зрения основывается на общинном сознании6, которое является глубокой и постоянной характеристикой российского культурно-исторического типа. Именно в этом пытался безуспешно убедить бывший министр внутренних дел Российской Империи П.Н. Дурново Николая II, предостерегая его от вступления в бессмысленную для России Первую Мировую Войну: «Особенно благоприятную почву для социальных потрясений представляет, конечно, Россия, где народные массы, несомненно, исповедуют принципы бессознательного социализма (курсив наш – А.С.). Несмотря на оппозиционность русского общества, столь же бессознательную, как и социализм широких слоев населения, политическая революция в России невозможна, и всякое революционное движение неизбежно выродится социалистическое (курсив наш – А.С.)7» [3].
3 Личность и общество. Суть этих отношений, по мнению А.С.Макаренко, которое мы разделяем, – коллектив помогает личности развить все свои таланты и лучшие качества, чтобы команда побеждала. На этих принципах было построено обучение и воспитание. Важно отметить, что до 1936 г. в системе образования верховодили педологи [6], преследовавшие совершенно иные цели: в частности, разделения детей на страты по умственному признаку на основе тестов чуть ли не с ранних лет. После принятия постановления они были изгнаны, но вернулись уже при ельцинском режиме. Их лидер А.Г.Асмолов сумел лично добиться от «гаранта конституции» – он сам этим похвастался в самоупоении – сначала отмены этого постановления, а затем и разрушительной реформы образования8.
Поэтому опыт борьбы А.С.Макаренко с педологами и его зубодробительная и одновременно объективная критика этой псевдонауки очень актуальны в наше время. Необходима целостная реформа всей системы образования, но на принципах развития лучших идей сталинской системы.
4. Сталинский СССР был обществом, в котором была обеспечена вертикальная мобильность [7]. Наглядно это выражено в знаменитой «Песне о Родине»: «молодым везде у нас дорога». Главными инструментами вертикальной мобильности были: всеобщее образование качественное, бесплатное и с высокими требованиями; и социалистическое соревнование, о котором каждый может получить представление из фильмов «Большая жизнь» и «Светлый путь».
Однако реформы образования в постсоветской России под руководством группы педологов, возглавляемых Асмоловым, значительно затруднили «вертикальную мобильность» в школах и высших учебных заведениях. Делаются попытки широко внедрить программу «каждый сверчок знай свой шесток», в основе которой принудительная стратификация учащихся [5;12].
В СССР сталинской эпохи не было «уравниловки», как утверждала перестроечная пропаганда или на языке западной социологии равенства результатов. Равенство возможностей на языке той же западной социологии в сталинском СССР было, наверное, самым высоким в мире. Неравенство в сталинскую эпоху было справедливым9. Были даже законные миллионеры [13].
5. Знатные люди. Мы уже упоминали выше о необходимости импортозамещения прежде всего в культуре и языке. С начала перестройки и по сию пору, и в СМИ, и в научных трудах, и в повседневной речи употребляется понятие «элита». Даже марксистский термин «правящий класс» приемлемее с научной и идеологической точек зрения. Элита – термин, заимствованный из евгеники, гитлеровской «расовой гигиены» и животноводства и псевдонаучное обоснование расовой теории и кастового общества. Если скрестить самого лучшего жеребца-чемпиона с самой резвой и красивой кобылой, потомство будет в числе лидеров. Но человеческое общество не табун10. Есть много примеров, дети умного отца никчёмные личности. Самый яркий пример этого в Библии: Соломон был самым мудрым правителем в истории человечества, но его сын Ровоам разрушил великое царство.
Сталин придал новое значение старинному русскому слову «знать»11, которое часто употреблялось в значении «знатный род» и было аналогом аристократии. Появились знатные труженики, то есть каждый мог стать прославленным, знаменитым, известным всей стране, если отличился трудом. О них писали СМИ сталинской эпохи. Эта тема почти полностью отсутствует даже в современных официальных СМИ Кремля, например, в «Российской газете».
6. СМИ – дискуссионный клуб. Как ни парадоксально, газеты и журналы сталинской эпохи были не только самой свободной прессой за всю историю человечества (с ними можно сравнить только листовки времён Великой Французской Революции), но и самой конструктивной, потому что они способствовали развитию страны и решению насущных проблем12. Это были настоящие дискуссии, которые поощрял и одобрял апостол Павел: «Ибо надлежит бытьиразномыслияммеждувами, дабы открылись междувами искусные» (курсив наш – А.С.). (1 Кор. 11, 19) Было только два запрета: публичная критика И.В.Сталина и политических и экономических основ советского строя13.
7. Партия нового типа и принцип демократического централизма. Критики, обвиняющие И.В.Сталина в создании однопартийной системы, ничего не понимают ни в сущности русского культурно-исторического типа, ни в предназначении или исторической миссии ВКП(б). Он сам недвусмысленно ответил на этот вопрос: «Компартия как своего рода орден меченосцев (курсив наш – А.С.) внутри государства Советского, направляющий органы последнего и одухотворяющий их деятельность» [71], следовательно, это был рыцарский духовно-военный союз. Ответ на вопрос почему он выродился после его смерти, не входит в задачу нашего исследования.
Каким должно быть политическое устройство будущей России? Подходят ли нам формы западной политической системы?14 Не подходит ли принцип «демократического централизма» духу нашей цивилизации– открытая и нелицеприятная дискуссия, чтобы прийти к единодушию или соборности – в гораздо большей степени, чем многопартийность и система «сдержек и компромиссов»?
8. Братство народов и добрососедство. Правильность национальной политики И.В.Сталина доказала Победа в Великой Отечественной. Принцип толерантности – раздельного проживания и использования религии для обособления народов – не соответствует духу российского культурно-исторического типа, как и идеологии великодержавного шовинизма и мелкобуржуазного национализма. На наш взгляд, стратегия национального строительства должна быть творческим продолжением сталинской [11].
9. Управление историей. И.В.Сталин сумел осуществить творческий синтез цивилизационного и классового подходов. Цивилизационный подход выражался в том, что фундаментом здания будущего, были лучшие качества российского культурно-исторического типа: «Бог не в силе, а в правде», братство, творческое горение и всемирная отзывчивость. В истории есть параметры, являющиеся константами на математическом языке, например, характер народа. Но классовый подход применим, когда правильно выделены параметры, которыми можно управлять: формы собственности, структура власти и культура. С этой точки зрения принцип «социалистического реализма» – «показывать жизнь в её революционном развитии», очень наглядный в ненавидимом так называемыми «либералами» фильме «Кубанские казаки», – усовершенствованный в соответствии с сегодняшним временем, может быть основой культурной политики в кино, в котором совершенно отсутствует тема будущего.
10. Образ будущего и «вертикаль» «идеальной культуры». П.А.Сорокин выделяет три типа культуры: высшая в иерархии идеациональная, основанная на религиозном фундаменте. Можно предположить, что, если бы начатый в 1944 г. союз христианских церквей и государства был бы продолжен, в СССР произошёл бы синтез социалистической и религиозных идей.
Но несомненно, что культура СССР той эпохи была «идеалистической» Идеалистическая культура имеет двойственный характер: частично религиозный и светский. Это отличало культуру сталинской эпохи от западной того времени и нынешней российской – чувственных по своей природе. Эта культура лишена «вертикали» и даже не задумывается о ней; она утилитарна и полностью погружена в «суету сует», высшим выражением которой является «общество потребления» [8].
Заключение Мобилизация, о которой сейчас много говорят не возможна без союза Кремля и общества, и следующих революционных изменений сверху:
– «В одну воду нельзя войти дважды», но необходимо сохранить и творчески преумножить лучшее из наследия сталинской эпохи;
– Кремль обязан в обращении к народу заявить о положительной роли И.В.Сталина в нашей истории и осудить ХХ съезд КПСС и горбоельцинизм;
– Государство и общество должны найти средства и методы практического осуществления реформ на этих принципах. Они должны стать основой мобилизации в условиях объявленной Вашингтоном и Лондоном войны против основ нашей цивилизации.
И, наконец, самое существенное! В 1947 г. в Сочи, беседуя с Ю. Ждановым, Сталин говорил: «Главное в жизни — идея. Когда нет идеи, то нет цели движения; когда нет цели — неизвестно, вокруг чего следует сконцентрировать волю».
Список использованных источников
1. Блок А.А. Интеллигенция и революция/ Блок А.А. Собр.соч.в 6 т., т.4, Ленинград: Художественная литература, 1982 г. – с.с.229-239
2. Громыко М.М. Мир русской деревни. М.: Молодая гвардия, 1991 – 269 с.
3. Дурново П.Н. Записка Николаю II – https://pravoslavie.ru/36667.html (Обращение 21.01.2023)
4. Коммерсант узнал - https://www.rbc.ru/society/08/11/2022/6369b3b19a79471914c653b1
https://newizv.ru/news/2022-11-08/sverhzadacha-dlya-superetnosa-kak-eksperty-sozdayut-dnk-rossii-369678 (Обращение 20.01.2023 г.)
5. Образование как система по производству человеческого капитала: В Забайкалье запущена программа стратификации учеников и учителей – http://www.inform-relig.ru/news/detail.php?ID=10304&sphrase_id=6769456 (Обращение 22.01.2023)
6. Постановление ЦК ВКП(б) от 4.07.1936 г. о педологических извращениях в системе Наркомпросов – http://docs.historyrussia.org/ru/nodes/125571 (Обращение 23.01.2023)
7. Сорокин П.А. Социальная и культурная динамика М.: МФК, 1999. - 77 с
8. Сорокин П.А. Кризис нашего времени/ Сорокин П.А.Человек. Цивилизация. Общество. М.: Политиздат 1992 г. – с.с.427-504
9. Сталин И.В. О политической стратегии и тактике русских куоммунистиов/ Сталин И.В. Собр.соч.в 13 т., т.5, М.: «ОГИЗ». Государственное издательство политической литературы, – 1947 г., с.с. 62-87
10. Сталин И.В. Экономические проблемы социализма.М: Госполитиздат, 1953 – 96 с.
11. Сулейманян А.Г. О стратегии национального строительства в России: теория и практика/ Вопросы философии №1 – 2016 г., с.с.168-179
12. Цымбаленко Н. Система страт в школе: качество образования или клеймо на все времена – https://mel.fm/blog/nelli-tsymbalenko1/20167-sistema-strat-v-shkole-kachestvo-obrazovaniya-ili-kleymo-na-vse-vremena (Обращение 22.01.2023)
13. «Ужасно, что у нас так мало писателей - миллионеров – https://theocrat.ru/content-65279/ (Обращение 23.01.2023)
1 Впервые запечатано в сборнике статей научной конференции «СССР как попытка построения новой коммунистической цивилизации. Москва, издательский дом «УМЦ», 2023 г. http://imc-i.ru/userfiles/ufiles/USSR%20as%20an%20...
2 Плавучесть и живучесть морские термины, очень подходящие для описания состояния общества и государства. Их прямой смысл и переносный в данном случае почти совпадают. Интересующимся рекомендуем самостоятельно прочитать соответствующие статьи в энциклопедиях.
3 Наглядное доказательство: тюремное заключение О.Уайльда за гомосексуализм.
4 Верховенство мужского начала в идеологии национал-социализма.
5 Так называемый «культ личности», а точнее непререкаемый авторитет харизматического «вождя народов» – лучшее доказательство. Как и слова из песни: «старикам везде у нас почёт».
6 Это одно из главных препятствий трансформации России по либеральному образцу, поэтому его искореняют враги нашего Отечества, используя изощрённые средства и методы психологической или ментальной войны и геббельсовской пропаганды.
7 Из этого верного заключения, кстати, можно сделать вывод, что критика как «либералами», так и «патриотами» социализма является пропагандистской, не основанной на фактах, а, следовательно, и не научной.
8 Подробнее – www.mtelegin.ru Особенно разрушительна эта реформа для начальной школы: дети сейчас учатся по языку и математике по системе Эльконина-Давыдова или так называемого «развивающего обучения». Этот подход полностью противоречит базовым научным идеям педагогики и возрастной психологии, но влияние опг Асмолова до сих пор очень сильно в министерстве просвещения и в психологическом сообществе.
9 Нельзя не вспомнить «борца с привилегиями», обещавшего «лечь на рельсы, если подорожает хлеб». Как становились миллионерами в 90-е г.г. и кто был на верхних этажах иерархии во всех сферах жизни объяснять не надо.
10 Вспоминается как гнусно и смехотворно в 90-е г.г. вещал канал «НТВ»: «Ах, весь генофонд уехал на Запад». Сейчас ту же самую отвратительную песню поют так называемые «либералы», оплакивая оссии без уехавшего в бывшие советские республики «креативного класса».
11 Отличный, высокого качества, сильный.
12 Сравните это с перестроечным балаганом, обесценившим слова «гласность» и «демократия», бессмысленными крикливыми ток-шоу сейчас. Или «серое бормотание» (термин предложен моим другом д.биол.н.) на большинстве научных конференций.
13 Такого рода запреты существовали и существуют везде. В царской России нельзя публично критиковать монарха, тот же принцип в Великобритании. В современных западных СМИ нельзя подвергать сомнению принципы толерантности.
14 Кстати, западную политическую систему и особенно профессиональных политиков критиковал Р.Киплинг в знаменитой эпитафии политику: «Я трудиться не умел, грабить не посмел,
Я всю жизнь свою с трибуны лгал доверчивым и юным,
Лгал — птенцам.
Встретив всех, кого убил, всех, кто мной обманут был,
Я спрошу у них, у мертвых, бьют ли на том свете морду
Нам — лжецам?»
Фотография: мозаика на стенах в Караганде.
Поделитесь им также в социальных сетях!
Пока никто не оставлял здесь комментариев.