Места: Полюса мира: Арктика и Антарктика
Смыслы: Путеводитель по внутреннему миру
«Гвозди бы делать из этих людей»
Николай Тихонов
.А.УШАКОВ: ЛИДЕРСТВО В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ
«Гвозди бы делать из этих людей»
Николай Тихонов
Лидер и руководитель (менеджер в терминах современной психологии управления) – не одно и то же, особенно в экстремальных условиях, когда вождь и его подопечные принадлежат к различным культурам.Он – непременно яркая личность и часто харизматичная, а этому научить нельзя[1]; это врождённый дар, как и всякий талант. Руководителя назначают, и он, особенно в наши дни, часто непримечательная личность. «Отрицательная селекция», о которой писал выдающийся социолог Питирим Сорокин, началась в нашей стране при горбачизме-ельцинизме, и во многих сферах жизни продолжается до сих пор. Но и остальной мир – не исключение, но это тема для отдельной статьи.
Поэтому лидер, если перевести это слово на русский язык – «вождь» или «предводитель». Как мы убедимся далее, молодой Георгий Алексеевич обладал всеми этими способностями. Напомню, что Ушаков по решению советского правительства должен был возглавить группу эскимосов с целью колонизация острова Врангеля, что предполагало создание постоянного поселения. При этом эскимосы переселялись в край, пусть и новый, но аналогичный во многом и другим районам Крайнего Севера. А Ушаков был первопроходцем. И его первой задачей было завоевание авторитета, поскольку только административными методами, тем более замкнутым коллективом в экстремальных условиях управлять невозможно. Молодому Ушакову надо было, прежде всего, научиться всему, что умели его подопечные: стать одновременно и учителем, и учеником. Закон психологии, впервые сформулированный Томасом Эдисоном, гласит, что в каждом достижении «99 процентов труда и один процент таланта».
Первая попытка Георгия Алексеевича управлять собачьей упряжкой, без чего немыслима жизнь в Арктике, закончилась тем, что он зарылся головой в сугроб. Второй раз угодил в ров. Эскимосы собрались вместе и посмеивались над неумёхой.«Мне было ясно: для поддержания своего авторитета я обязан справиться с собаками. Помощи просить не хотелось. Я хорошо знал оскорбительное эскимосское ругательство «киях’ситупих– лъых’и» (слабый, не умеющий жить)»[2]. И он овладел этим в такой степени, что в самое тяжелое время, когда заканчивалась еда, в одиночку отправился добыть медведя, потому что эскимосы боялись не вернуться живыми из обители чорта, о чем подробнее я расскажу далее.
«Путешественник должен быть отличным стрелком и, еще лучше, страстным охотником»[3] – считал Н.М.Пржевальский. Позволю себе отчасти не согласиться с великим исследователем Центральной Азии: это не универсальное правило. Например, Х.Колумб, Ливингстон, Н.Н.Миклухо-Маклай, Н.И.Вавилов не были снайперами. Но эти умения необходимы во враждебной среде – как природной, так и социальной (например, там, где грабят путников и не желают видеть чужеземцев), и в условиях длительной экспедиции, когда запасы пищи надо постоянно пополнять. О том каким охотником был Георгий Алексеевич, можно судить по его собственным словам и поступкам. Вот один из красноречивых примеров: «В пылу погони <за белыми медведями> мы не замечали стоявших на нашем пути преград, пробирались под такими скалами, под которыми я сейчас, несколько остыв, никогда бы не рискнул пройти. Вот что такое охотничий азарт. Интересно, занимались ли ученые этой разновидностью психоза»[4].
С незапамятных времен известен психологический закон, что личный пример предводителя (на мой взгляд, так надо перевести слово «лидер» на русский) – самое действенное средство управления и завоевания авторитета. Ушаков тяжело заболел во время первой зимовки и почти не вставал с постели. Едва поправившись, он узнает,что еда на исходе, а эскимосы боятся идти на охоту, потому что боятся Туг’ныг’ак’а[5].
Надо было после тяжелой болезни показать, что он не боится чорта, что он берет на себя ответственность за спасение общины в тяжелое время. Эскимосы пытались его отговорить, стращая нечистым духом. Он решил их вразумить на основании фактов, и сказал, что с ним им нечего боятся: ведь до болезни они без сомнений и опасений всегда следовали за ним. Они согласились с ним, сказав, что злой дух боится большевика. Но добавили, что «теперь мы с тобой не поедем. Злой дух боялся тебя, когда ты был здоровый и сильный. А теперь ты слаб… Туг”ныг”ак не испугается тебя. Он убьёт тебя и нас.
Для убеждения времени не было. Выход надо было найти немедленно. Риск большой, но решиться на него необходимо.
Я приказал запрячь моих собак…Эскимосы оторопело стояли поблизости.
– Ты куда умилык?
– Поеду драться с вашим «туг’ныг’аком».
– Ты слаб! Он убьёт тебя!
– Неправда!...Даже больной, я привезу мясо. Вам будет стыдно! Женщины будут над вами смеяться!
Видя, что меня не остановить, они, опустив головы, разошлись по ярангам. Там воцарилась мертвая тишина»[6]
В первой части я уже писал о том, что Георгий Алексеевич обладал высоким практическим умом. Описываемый эпизод был решающим для колонизации острова Врангеля. И молодой Ушаков проявил все качества полководца, о которых писал Б.М.Теплов[7]: умение мгновенно оценить обстановку и принять правильное и нестандартное решение, решительность и обдуманный риск, и владение искусством как воодушевить, так и устыдить подопечных.Науку завоевания авторитета, говоря словами Маяковского, «он учил не по Гегелю». И был поэтому настоящий «умилык»[8].
Как отмечалось выше, «умилык» следил и за соблюдением религиозных ритуалов. И авторитет позволил ему решить, не прибегая к административным методам, один важный вопрос по организации трудовой деятельности колонии. В 20-е г.г. прошлого века при колонизации и освоении Севера советская власть целенаправленно вовлекала аборигенов[9]. Выделяя им охотничье оружие, продовольствие и другие ресурсы, большевистское правительство не занималось филантропией и не поощряла иждивенчество. Поэтому необходимо было вернуть долг, но без процентов, как это было ранее до Октябрьской революции.
Охота на белых медведей в те далекие годы была обычным делом в Арктике. Но в коллективных представлениях[10] эскимосов они берут у застреленного медведя только мясо и шерсть, а душа зверя возвращается во льды. Чтобы душа убитого медведя снова обрела шкуру и мясо, ее надо уважить.У входа в ярангу охотник разжигает небольшой костер из мхов. Голову медведя торжественно вносят в дом, кладут на почетное место, украшают бусами, раскладывают яства и табак. Пять суток он ублажает душу убитого медведя: поет песни и танцует, аккомпанируя себе на бубне.
Узнав об этом обычае, Георгий Алексеевич сразу же оценил отрицательное влияние этой традиции на жизнь колонии. Им предстояло заготовить много мяса; и, если после каждой удачной охоты эскимосы будут пять суток «угощать и развлекать» медведя, достаточного количества продовольствия они добыть не смогут. Когда он сказал об этом общине, они и слушать об этом не хотели. Поэтому было необходимо найти быстрое и психологически грамотное решение. Дадим слово самому Георгию Алексеевичу.
«После предварительной подготовки я созвал эскимосов на собрание…На берегу был разложен большой костер, в нем жарились куски моржового мяса…Я начал разговор о том, что в наших условиях «праздники медведя» приведут к катастрофе и предложил от них отказаться. Один за другим выступали эскимосы, настаивая на соблюдении обычая предков. Йерок[11] долго молчал.
Все эскимосы рассчитывают на его поддержку. Но Йерок сказал:
– Я думаю, умилык прав, этот праздник мы можем не праздновать.
– Плотным кольцом окружили его удивленные эскимосы. Йерок встал.
– Обычай это наш, эскимосский? Конечно. А для чьей земли? Если наш эскимосский обычай, то, значит, для нашей эскимосской земли…А этот остров чья земля? Этот остров – русская земля. Значит для этой земли наш обычай не обязателен. Вот вернемся на свою землю и опять будем его праздновать[12]».
Как искусно, пользуясь только убеждением, используя универсальное для всех народов старинное правило «не приходи в чужой монастырь со своим уставом», он сумел отменить на острове Врангеля этот обычай. Чтобы усилить силу убеждения, Ушаков сначала переговорил с самым уважаемым в колонии эскимосом Йероком, понимая, что одного его авторитета для принятия решения недостаточно.
А вот «кормить чорта» он разрешил и смотрел на это снисходительно, потому что это не угрожало жизни общины. К суевериям он подходил с позиций «функционализма», основные принципы которого он открыл независимо от автора этой концепции Бр.Малиновского. Но, в отличие от британского антрополога, он не пользовался этим методом для манипуляций.
Подводя итог, подчеркнем, что Георгий Алексеевич может быть примером лидерства в экстремальных условиях. Умение установить контакт с аборигенами, понимание их картины мира и коллективных представлений, готовность взять на себя ответственность за выживание общины в трудное время. Воздействие с помощью авторитета и убеждения, а не административными мерами, тем более бессмысленными в таких условиях. Он не владыка-эксплуататор, как британские герои времен расцвета империи; не бюрократ, прилетающий к подопечным несколько раз в год на вертолете, как это было часто в СССР, начиная с Хрущева; а «культурный герой», ведущий их к новой жизни и в то же время умеющий делать все то, что и они.
(Окончание следует)
Поделитесь им также в социальных сетях!
Пока никто не оставлял здесь комментариев.